ГКДОУ «Розовский детский сад «Журавлик» Новоазовского м.о.» ДНР
|
Духовно-нравственное воспитание через экологическое образованиеДуховно-нравственное воспитание и развитие является важным направлением развития ребенка в нашем ясли - саду. Цель - формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, коллективизма. Особая роль в нравственном воспитании отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему. В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта. Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её. Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как духовно-нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства. Чтобы повысить эффективность нравственно - экологического образования, в нашем детском саду используются различные формы и методы работы: · Через занятия - формирование у детей представлений о природе. · Наблюдение – возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений. · Словесный метод – различные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию, которая чаще всего не доступна для наблюдения. · Практическая самостоятельная и совместная деятельность дошкольников – индивидуальные проявления детей в этой деятельности, являющиеся показателем степени их экологической культуры. · Экспериментирование - формирование начальных естественнонаучных представлений. В нашей группе создан уголок природы, где размещены комнатные растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся за растениями, радуются новому распустившемуся цветку. Такая забота и увлечения не пройдут бесследно: дети просто так не сорвут цветок, не сломают ветку. Также создан мини огород на подоконнике, где дети с педагогом (в зимний период) выращивают лук, листья салата, укроп и петрушку. Какое же это чудо, когда из маленького семечка вырастает растения. Сколько нужно выдержки, терпения, заботы, трудолюбия, чтобы дождаться результата. На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. Особенно нам помогает в этом экологическая тропа, созданная на территории ясли - сада. Одной из задач экологической тропы является формирование способности эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости. Совместно с детьми высадили целебные травы: пижму, герань луговую, тысячелистник, подорожник, мать-и-мачеху, ромашку аптечную, лопух, череду. Каждый наш дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Уголок экспериментирования», где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и другие опыты. Интересно прошли экологические занятия на темы: «Покормим птиц», «Берегите животных», «Экологическая тропа», «Уроки доброты». Воспитание экологической культуры: доброты, заботы, милосердия невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группе имеется полка книг, где находятся различные книги о природе, энциклопедии «Как живут животные?», «Маленькому почемучке о птицах, о море» "Детская энциклопедия" и другие. Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке огорода на окне, в уходе за комнатными растениями. Всю зиму дети подкармливают зимующих птиц. После снегопада расчищают дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивают с кормушек снег, отряхивают снег с веток деревьев и кустарников после сильного снегопада. Весною вместе с взрослыми развешивают скворечники. Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, мы создаём условия для каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Фундаментом духовно-нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием является семья. Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы. Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала. Проведены выставки: «Дары осени», «Осенние подделки из природного материала». Прошла экологическая акция «Поможем птицам» (изготовление родителями кормушек), «Подари растение ясли - саду». Экологическая, а также духовно-нравственная проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Мы, педагоги, не останавливаются на достигнутом, а ищем новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию и развитию духовно–нравственных качеств. 10 ноября 2020 в 20:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.